Воскресенье, 06.12.2020, 00:56Приветствую Вас Гость | RSS
Алтатинская средняя школа
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [110]
ИСТОРИЯ СЕЛА АЛТАТА [4]
Опыт изучения истории татарских сел в средней школе. Хабибуллин Артур Ахатович - соискатель Саратовского отделения научного совета по проблемам татароведения Института истории АН РТ (Саратов)
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 132
Мини-чат
200

Каталог статей


Главная » Статьи » ИСТОРИЯ СЕЛА АЛТАТА

Алтата- село татарское,Заволжское
А.А.Хабибуллин

АЛТАТА-СЕЛО ТАТАРСКОЕ, ЗАВОЛЖСКОЕ

В левобережной части Саратовской области имеется всего пять татарских сел. В административном отношении три из
них - Алтата, Верхазовка (Югары Оз), Сафаровка (Яна Пэнделкэ) - относятся к Дергачевскому району, одно - Осинов Гай (Узин)-к Ершовскому, еще одно-Новая Елюзань (Яна Элезен)- к Балаковскому району. Вес эти села до середины XIX
века в составе Новоузенского и Николаевского уездов входили (Саратовскую губернию, с 1850 по 1918 год - в Самарскую, в последующем вновь отошли к Саратовской губернии (с 1934 г. -области). Среди заволжских татарских сел Алтата выделяется как своим возрастом», так и богатыми традициями, потенциалом социокультурного развития. В XX столетии двое алтатинцев: Герой Советского Союза Касим Шабанович Ахмиров (1923-1951), отличившийся на фронтах Великой Отечественной войны, и Герой Социалистического Труда Фарит Сулейманович Асфандияров, возглавлявший местный колхоз «Путь Ленина» в 50-70-е годы, прославили свое село. Десятки выпускников сельской средней школы, одной из лучших в области, стали высококвалифицированными агрономами, врачами, инженерами, педагогами...
История села Алтата до сих пор еще не становилась предметом специального научного изучения. Вместе с тем определенные попытки в этом направлении предпринимались сельчанами - любителями старины. Наиболее значи-
тельной следует признать работу учителя алтатинской средаей школы Абдуллы Садыковича Нарбикова, завершивше-
го в 1970 году рукописный труд «История села Алтата».
Значительная историко-краеведческая работа проводится в
сельской школе и в настоящее время. Очевидно, настала
пора приступить к созданию научных исследований по ис-
тории татарских сел, в том числе и села Алтата.
Важнейшей целью таких исследований следует считать
выявление основных тенденций социокультурного развития
татарского этноса в ХУП-ХХ веках с учетом особенностей
его различных экстерриториальных групп. Первым шагом
на этом пути является создание источниковой базы, глав-
ным образом в виде архивных и иных документов.
Данную публикацию можно считать одним из первых
скромных результатов работы, ведущейся в Саратовском ре-
гионе. В ней на основе выявленных А. Хабибуллиным ар-
хивных документов реконструируется преимущественно исто-
рия села Алтата в 20-30-е годы XX века.
Согласно устным преданиям, село Алтата было основано
в 20-е годы XVIII века переселенцами из татарских сел Ки-
кино, Кочкаровка, Мочалейка, Кобылкино, Телятино, Реше-
тино, относившихся к Пензенской провинции. Первыми
жителями села были шесть отцов - глав семей: Алтынбай, Сайд, Сафар, Хобби, Башай, Арыслан. Отсюда и название
села - Алтата («алты ата» - шесть отцов).
Многое указывает на то, что татарские крестьяне при-
шли в затерявшееся в глубине заволжской степи место не
по царскому указу, а по собственной инициативе, скорее
всего - в качестве беглых тягловых людей. Крестьяне-му-
сульмане в это время бежали на окраины империи, спа-
саясь от невыносимого экономического и духовного гнета.
Вспомним, что в период царствования Петра I и его пре-
емников резко усилились гонения на иноверцев, в особен-
ности на мусульман, небывалых масштабов достигла мис-
сионерская деятельность Русской Православной Церкви в
Поволжье и на Урале. Есть сведения, что именно в это
время часть жителей названных выше пензенских сел вы-
нужденно приняла крещение; многие, спасаясь от мисси-
онеров, бежали из обжитых мест, основывали новые посе-
ления. Вполне возможно, что некоторые из них после дол-
гих мытарств оказались в далекой заволжской степи.
Значительное время это небольшое поселение на берегу
степной речки существовало, очевидно, полулегально, из-
бегая контактов с представителями царской администрации.
У последних же до отдаленных поселений просто-напрос-
то не доходили руки.
Обращает на себя внимание забота отцов-основателей о
сохранении целостности, гомогенности своего мира. Фун-
даментом этой гомогенности в то время служил ислам.
Предание донесло до нас такой факт: вскоре после осно-
вания Алтаты по соседству поселилась группа православ-
ных казаков во главе с атаманом Герасимом (это имя со-
хранилось в названии одного из уголков алтатинской зеи-
ли). Однако коренные алтатинцы, опасаясь того, что но-
вые поселенцы построят здесь православный храм, выну-
дили их оставить место заселения. Казаки поселились в
16 километрах севернее Алтаты. Здесь впоследствии воз-
никло большое село Дергачи,
В 30-40-е годы XIX века вблизи Алтаты крестьянами-
переселенцами из северных уездов губернии - Кузнецкого
и Хвалынского - были основаны еще три татарских села;
Верхазовка, Сафаровка, Осинов Гай. В данном случае глав-
ной побудительной причиной переселения являлось крес-
тьянское малоземелье и безземелье в густозаселенных уез-
дах. Эта акция осуществлялась с разрешения и под Ш-
тролем администрации.
На основе эпиграфических памятников нам удалось уста-
новить ряд исторических фактов о жителях села Алтата. Со-
хранилась намогильная плита «помощника хазрата, сына Му-
хаммада Галиакбарова, муллы Шагиахмата, умершего в 19
лет 10 мая 1830 года». По преданию, он был учеником Ас-
фандияр-хазрата, приехавшего из уездного города Николаев-
ска (ныне г. Пугачев) в начале XIX века. Именно при Ас-
фандияр-хазрате, по его инициативе и под его руководством,
в селе были построены новые мечети и открыты мектебы
при них.
Кроме того, сохранились надгробия отца и сына с над-
писями: «Хаджи Мухетдин умер в 1868 году», на другой:
«Дамелла Мухаммед, сын Мухетдина. Родился в 1837 году,
умер в 1910 году». То обстоятельство, что последний имел
духовный сан дамеллы, свидетельствует о том, что на ру-
беже XIX-XX веков в Алтате был уже не один, а несколько
имамов, и Мухаммад среди них был старшим.
К 1914 году число жителей Алтаты достигло 5 138 че-
ловек2. По мусульманскому обычаю, село делилось на ма-
халли (приходы). Каждая махалля имела свою мечеть, В
начале XX века в Алтате действовало 5 мечетей с има-
мами и муэдзинами. Мечети были сооружены из дерева,
а минареты из красного кирпича.
При каждой мечети имелось начальное духовное учили-
ще - мектебе, где ежегодно обучалось 25-30 учеников-
мальчиков. Небольшая часть девочек махалли посещала
занятия в доме муллы, проводимые его женой-абыстай.
Обучение в основном сводилось к ознакомлению с осно-
вами мусульманской веры, овладению навыками соверше-
ния намаза и выполнения других обязанностей мусуль-
манина, к чтению и заучиванию сур Корана.
Новометодные школы в Алтате были открыты сразу по-
сле революции 1905—1907 годов. Велика заслуга в этом трех
адтатинцев, получивших образование в знаменитом орен-
бургском медресе «Хусаиния»: Б. Г. Яфарова-Абдуллина,
Г. X. Абдрахманова, М. Г. Вахитова. Следует отметить, что
деятельность педагогов-джадидистов вызывала неприятие и
противодействие не только со стороны кадимистов, но и
царских чиновников.
Назрели и другие общественные проблемы. В татарской
деревне нарастало социальное неравенство, имущественное расслоение. По данным земской статистики, лишь неболь
шое число семей держало до несколько лошадей, верблю-
дов, коров, большинство их не имело.
Крестьянское хозяйство в целом было малопродуктив
ным, крайне нестабильным. Заволжское село и в нач.
XX столетия страдало от частых неурожаев, сопровожу
шихся самым настоящим голодом. Так, в 1912 году в
Новоузенском уезде неурожай охватил 20 волостей с 63
селениями. Стремясь хоть как-то помочь голодающим, уездная земская управа открыла столовые в ряде сел, в том
числе и в татарском селе Верхазовке3.
Первая мировая война крайне болезненно отразилась на
положении российского крестьянства вообще, и татарско-
го крестьянства в особенности. Поэтому революционные
события 1917 года были встречены в Алтате, как и
всей стране, с большими надеждами. В переустрой
жизни втягивались беднейшие слои крестьянства, батраки. Ведущую роль в общественно-политической жизни
села стали играть вернувшиеся с фронтов революционно
настроенные солдаты. Некоторые из них являлись активистами
наиболее влиятельных политических партий боль-
шевиков и левых эсеров. Ими был создан сельский
совет крестьянских депутатов (в начале 1918 г.).
В истории села остались имена первостроителей новой
жизни — коммунистов Ф. Асанова, Ш. Бадаева, Г. Салихова
хова, С. Салихова, X. Шамьюнова. В июне 1918 года
они были схвачены занявшими село уральскими белоказака
ми и после жесточайших пыток расстреляны. О тех
трагических событиях напоминает скромный обелиск, вы
полненный Р.И. Абдуллиным и установленный в 1957
во дворе школы.
Обстановка крутого поворота, переживаемая страной
накладывала глубокий отпечаток на все стороны жизни общества, и в том числе и на религиозную. Декретом Совнаркома
РСФСР ог 23 января 1918 года церковь была отделена от
государства, школа - от церкви. Деятельность религиозных
учреждений была поставлена под достаточно жесткий
контроль Советского государства.
Сильным ударом стал фактический запрет на образовательную
деятельность мусульманского духовенства. По сути,
был утрачен мощный рычаг влияния на подрастающее поколение, на всю крестьянскую общину, а также важный источник ма-
териальных средств, необходимых для содержания мусуль-
манских священнослужителей. На этой почве между новой
властью и мусульманским духовенством возникло острое про-
тивостояние, сопровождавшееся конфликтами.
В истории села Алтата отмечен факт открытого выступле-
ния ряда мулл против нововведений. Весной 1918 года имам
Верхнекурмышской мечети Ибрай (Ибрагим), собрав несколь-
ко десятков верующих, совершил нападение на новометодное
мектебе учителя Вильдана Ахмерова, обвиняя последнего в ис-
пользовании учебников с изображениями человека и живот-
ных. Учитель и некоторые из его учеников были избиты.
Очевидно, этому выступлению способствовала сложивша-
яся в регионе ситуация. В тот период отряды Уральского
казачьего войска стали занимать заволжские села, ликви-
дируя повсюду советскую власть. После изгнания белока-
заков частями Красной Армии, в Алтате, как и в других
местах, установился твердый порядок. С осени 1918 года
по всей стране стал претворяться в жизнь закон «О еди-
ной трудовой школе». Новых открытых выступлений ду-
ховенства не отмечалось.
В эпоху нэпа наметилась определенная «оттепель»: все пять
мечетей села функционировали нормально. Имамы и муэдзи-
ны, пользуясь благоприятными условиями, сумели несколько
укрепить свое материальное и социальное положение.
В конце 20-х годов ситуация коренным образом измени-
лась. Резко возросло экономическое и политическое давление
на зажиточную часть деревни, а также на мусульманское ду-
ховенство. Об этом свидетельствуют архивные документы.
Согласно одному из них в 1927—1929 годах были ли-
шены избирательных прав 16 глав семей вместе с ижди-
венцами, всего 39 человек. Среди них были все служи-
тели культа, включая имамов М. Вялыпина, Я. Ахмиро-
ва, X. Нигматуллина, Г. Кузяева4.
Развертывание сплошной коллективизации сопровождалось
дальнейшим нажимом на духовенство, в том числе мусуль-
манское. По постановлению комиссии при Алтатинском сель-
совете от 25 сентября 1930 года хозяйства имамов Вялыпи-
на, Ахмирова, Нигматуллина, Ханбикова обязывались в двух-
дневный срок ссыпать зерно (от 20 до 50 пудов) в семен-
ной фонд местного колхоза «Путь Ленина»5.
Вскоре последовало новое постановление: за несдачу семен-
ного зерна отобрать домашний и рабочий скот у Г. Кузяе-
ва, М. Вяльшина, X. Нигматуллина, Б. Ханбикова6.
Решающий удар был нанесен в 1933 году. 4 января Алта-
тинский сельский Совет постановил: «Предложить коллекти-
ву верующих внести в кассу сельсовета начисленную сумму
налога. В случае неуплаты поручить президиуму совета
расторгнуть договор на эксплуатацию мечетей. Срок уплаты
установить до 25 января 1933 г.»7. Все указывает на то, что
необходимые для уплаты налога деньги не были собраны. Зда-
ния мечетей перешли во владение сельсовета. Два из них
были отданы под строительство зданий МТС.
Закрытие молельных домов проходило по всей стране,
имело массовый характер. Здания использовались в основ-
ном для укрепления материальной базы сельских учрежде-
ний образования и культуры. Происходило своеобразное за-
мещение религиозной системы просвещения и воспитания
светской. Мирное сосуществование этих двух систем оказа-
лось в то время невозможным. Слишком велика была сила
их взаимного неприятия.
Лишь спустя несколько десятилетий, на рубеже 80-90-х
годов, ситуация начала меняться. В татарских селах стали
открываться мечети. Алтата и в этом деле оказалась пио-
нером. Уже в 1990 году здесь по инициативе председа -
теля сельского Совета, коммуниста 3.М.Асанова была
построена мечеть.
В качестве предварительного вывода можно отметить, что
роль мечети в жизни татарского сельского микросоциума
не была величиной постоянной. Очевидно, эта роль имела
тенденцию к возрастанию, когда деятельность мусульман-
ского духовенства соответствовала требованиям времени, спо-
собствовала решению задач социокультурного развития. Та-
ким нам представляется один из уроков истории, прослежен-
ный на примере заволжского села Алтата.


Примечания
1 Гасырлар авазы / Эхо веков. // Казань. - 2002 . -№ 3-4. В соавторстве с Ф.А.Рашитовым.
2 Государственный архив Саратовской области. Ф. 50. Оп. 2. Д. 15. Л. 25.
3 Вестник Новоуаенского земства. -1912. -№ 6. - С. 106.
4АркивДергачевского района.Ф.47.Оп.1.Ед хр.6.Л.22.
Там.же. Ф. 46. Оп. 1. Ед хр. 2. Л. 7.
Архив Дергачевского района. Ф. 47. Оп.1.Ед хр. 7.Л. 4.
Тамже. Ф. 46. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 77.

Категория: ИСТОРИЯ СЕЛА АЛТАТА | Добавил: Habibullinaa (20.01.2008) | Автор: Али (Артур)
Просмотров: 8840 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/6 |
Всего комментариев: 5
-1
3 faraon2211   [Материал]
Здравствуйте! Я тоже хочу рассказать историю моей бабушки. Она мне рассказывала, как её семья оказалась в Средней  Азии, в 33 году. Я в статье нашла только это ... 

"Вскоре последовало новое постановление: за несдачу семен-
ного зерна отобрать домашний и рабочий скот у Г. Кузяе-
ва, М. Вяльшина, X. Нигматуллина, Б. Ханбикова6.
Решающий удар был нанесен в 1933 году. 4 января Алта-
тинский сельский Совет постановил: «Предложить коллекти-
ву верующих внести в кассу сельсовета начисленную сумму
налога. В случае неуплаты поручить президиуму совета
расторгнуть договор на эксплуатацию мечетей. Срок уплаты
установить до 25 января 1933 г.»7. Все указывает на то, что
необходимые для уплаты налога деньги не были собраны. Зда-
ния мечетей перешли во владение сельсовета. Два из них
были отданы под строительство зданий МТС"   ..... 

Моя бабушка, Амирова Шаргия, дедушка Сулейман, моя мама родилась там 1925 году, Хаирова Мамдуха Сулеймановна, она самая старшая, в 33 году ей было 8 лет. Так вот, моя аника рассказывала, что они и ещё около 10-12 семей, заранее готовились к исходу, убили и засолили свою домашнюю скотину и птицу, и подожгли свои избы и ушли ночью на подводах. Шли караваном по пустыне, плыли паромом и через какое то время оказались в городе или селе Чимбай, а потом переехали в Нукус, где уже родилась я в 1960 году. Но к сожалению, я воспринимала это как обычную историю, будучи ребёнком. Помню брата бабушки, Абдурахман. Они были долгожителями. А толчком послужило, что их будут раскулачивать. То есть отбирать последнее. И письма со Средней Азии, земляка, который писал им, что в Средней Азии, советской власти нет. То есть получается, что они бежали от советской власти, не только из за раскулачивания, а, исходя из этой статьи, из за веры. К слову сказать, моя бабушка, была очень набожной, и ни одного дня не работала на Советскую власть, вот такой характер. Знаю, что она зарабатывала тем, что клала печи. А при мне к ней ходили женщины, и она как то могла лечить от бесплодия. Вот такая история моей любимой аники, родившейся в Саратовской губернии, Дергачёвском уезде, деревне Алтата. Может быть кто нибудь подтвердит этот кусочек из истории деревни в 1933 года. А я хотела бы приехать, может кто то остался из Амировых и Хаировых.

1
2 guzel-anna   [Материал]
Здравствуйте! По нашим семейным преданиям мои дед и бабушка по отцовской линии - выходцы из села Алтата. Мне рассказывали, что они вместе с многими другими односельчанами они переселились в Среднюю Азию, в Туркмению, во время голода, который охватил Поволжье в 20-е гг. 20-го века. Действительно ли было такое массовое переселение? В статье об истории села я не нашла об этом никакой информации. С уважением Гузель Ибатуллина, г. Стерлитамак.

1
4 faraon2211   [Материал]
Здравствуйте guzel-anna. Почитайте и мою историю. Они похожи, только года не совпадают. Меня зовут Гуля, по паспорту Гашура.

1
1 faizbey   [Материал]
Уважаемый Артур Ахатович, 1 декабря я разместил на Вашем сайте фрагмент своей книги по истории с. Верхазовка - со сведениями по истории Вашего села, но материал остается не активизированным. Прошу Вас это сделать. Сагит Фаизов.

0
5 yafarovra   [Материал]
Куда Вы поместили материал? Напишите

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0