Воскресенье, 06.12.2020, 01:55Приветствую Вас Гость | RSS
Алтатинская средняя школа
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [110]
ИСТОРИЯ СЕЛА АЛТАТА [4]
Опыт изучения истории татарских сел в средней школе. Хабибуллин Артур Ахатович - соискатель Саратовского отделения научного совета по проблемам татароведения Института истории АН РТ (Саратов)
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 132
Мини-чат
200

Каталог статей


Главная » Статьи » ИСТОРИЯ СЕЛА АЛТАТА

Опыт изучения истории татарских сел в средней школе

Хабибуллин Артур Ахатович - соискатель Саратовского отделения научного совета по проблемам татароведения Института истории АН РТ (Саратов)

ХабибуллинА.А.

Опыт изучения истории татарских сел в средней школе

В нынешнее время в России происходит стремительное сниже­ние уровня нравственного сознания молодого поколения. Приори­тет насилия и невежества у подростков побуждает и ученых, и педа­гогов задуматься об интеграции национальной культуры в учебно-воспитательный процесс. Ведь воспитание национального самосоз­нания у новых поколений будет способствовать формированию та­ких качеств человека, как патриотизм, гражданственность, ответ­ственность. Именно поэтому обеспечение и гармонизация нацио­нальных и этнокультурных отношений, сохранение и поддержка системы образования народов России с учетом их этнической само­бытности, является одной из важнейших задач государственной об­разовательной политики России.

Главное для национального образования - приобщить учащихся нравственно-этическому потенциалу народа, родной культуры, передать молодежи этнокультурные ценности и традиции, создать возможность для знакомства с историей своего народа. Особенно эта проблема является актуальной для той части татарского этноса, которая географически отдалена от своей исторической Родины -Татарстана, в том числе и проживающей в Саратовском Заволжье.

В левобережной части Саратовской области рассоложены пять татарских сел. Три из них - Алтата, Верхазовка, Сафаровка - отно­сятся к Дергачевскому району, одно - Осинов Гай - к Ершовскому, еще одно - Новая Елюзань - к Балаковскому району.

Старейшим из них является село Алтата, образованное в 20-х годах 18 века переселенцами из татарских сел Пензенской области. Первыми жителями села были шесть отцов- глав семей: Алтынбай, Сайд, Сафар, Хобби, Башай, Арыслан. Отсюда и название села -Алтата («алты ата» - шесть отцов).

Татарские крестьяне пришли в заволжские степи в качестве бег­лых тягловых людей, спасаясь от невыносимого экономического и духовного гнета.

В 30-40-е годы 19 века вблизи Алтаты крестьянами- переселен­цами из северных уездов губернии - Кузнецкого и Хвалынского -были основаны еще три татарских села: Верхазовка, Сафаровка, Осинов Гай. В данном случае причиной переселения явилось крес­тьянское малоземелье и безземелье в густо заселенных уездах.

Основными видами хозяйственной деятельности крестьян были и остаются скотоводство и земледелие. Занятие последним является здесь очень рискованным и затрудненным из-за неблагоприятности степного, засушливого климата. Наличие значительных массивов свободных земель способствовало развитию в Заволжье хлебопаше­ства. Татары еще с 19 века были щедро наделены землей. На душу в среднем приходилось 30- 40 десятин земли. Сеяли главным образом пшеницу, рожь, ячмень. О благополучном развитии крестьянских хозяйств свидетельствуют данные о естественном приросте населе­ния. Так к 1897 году численность татар Новоузенского уезда состав­ляло 7531 душ, а в 1908 году 13 711 душ.

В настоящее время численность населения каждого из сел со­ставляет в среднем около 1 тысячи человек. Несмотря на влияние современности, татары в целом сохранили этническую чистоту сво­их сел. Очень существенную цементирующую роль в этом сыграла религия. Ведь социально- экономическая и культурная жизнь жите­лей татарских сел неразрывно связана с исламом. Хотя его позиции были изрядно расшатаны в ходе атеистической политики советско­го государства.

Но забота о сохранении языка, обучения на родном языке и по сей день остается на повестке дня. В 1929 году в селе Алтата Дергачевского района начала функционировать первая в Саратовской об­ласти татарская национальная школа, которая с 1937 года стала сред­ней. За 65 летний период работы она дала базовые знания более чем тысячи национальным кадрам.

Татары Саратовской области очень трепетно относимся к изуче­нию и сохранению своей истории. На протяжении ряда лет в татарс­ких школах ведется работа по сбору краеведческого материала. Осо­бенно большое внимание уделяется этому делу в Алтатинской школе.

В 60-70е годы учитель географии этой школы систематизировал ма­териал по истории села Алтата, собранный им совместно с учащими­ся и учителями. Его работа под названием «История села Алтата», написанная на татарском языке является хорошим подспорьем в на­шей нынешней краеведческой исследовательской работе, с ученика­ми, занятыми в кружке «Музейное дело». Фонд музея постоянно по­полняется новыми материалами в результате встреч с ветеранами, ста­рожилами села; экскурсий на место первых поселений татар и. т. д. Собранный материал обрабатывается и оформляется в отдельные стен­ды, папки. Старшеклассники ежегодно пишут исследовательские ра­боты на различные темы по истории татар. Для нас стало традицион­ным участие в районных и областных конференциях по истории, на которых учащиеся школы занимают призовые места. На ежегодно проводимой в национальной татарской гимназии конференции «На­роды Поволжья: История, образование, культура» ученики алтатинс­кой школы представляли свои работы на такие темы как: «История села Алтата», «Образование татар, проживающих на территории Дер-гачевског района Саратовской области», «Развитие сельского хозяй­ства в татарских селах Заволжья на рубеже 19-20 веков».

Весь накопленный в процессе поисковой и исследовательской ра­боты краеведческий материал активно используется на уроках истории.

В 7,10 классах проходя тему «Внутреннее развитие России в 18 веке. Другие народы России» учащиеся узнают о том, что татары вместе с русскими участвовали в освоении заволжских степей. На­ряду с экономическими причинами, вынудившими их переселиться, называется и духовная. Ведь в период царствования Петра I и его преемников резко усилились гонения на иноверцев, в особенности на мусульман, небывалых масштабов достигла миссионерская дея­тельность русской православной церкви в Поволжье и на Урале. Многие, спасаясь от миссионеров, бежали из обжитых мест, осно­вывали новые поселения. Именно тогда и было основано село Алта­та, а затем и другие татарские села Саратовской области.

Мы переживаем ренессанс религиозного самосознания и не мо­жем с этим не считаться. Поэтому необходимо изучение и призна­ние культурно- нравственных ценностей конфессии, не противоре­чащих общепринятым моральным нормам.

В рамках изучения развития культуры и религии России в 18-19 веках обращаем внимание учащихся на то, что татары трепетно от­носились к сохранению преемственности своей самобытной куль­туры, неразрывно связанной с исламом. Доказательством этому слу­жит предание, донесшее до нас такой факт: после основания Алтаты по соседству поселилась группа православных казаков. Однако ко­ренные алтатинцы, опасаясь того, что новые поселенцы построят здесь храм, вынудили их оставить место заселения.

Ученики на уроке узнают, что по мусульманскому обычаю села де­лились на махалли (приходы). Во всех татарских селах действовало по 5 мечетей, каждая из которых вмещала в среднем по 300-400 человек Хра­мы были сооружены из дерева, а минареты из красного кирпича.

В качестве вещественного подтверждения всего сказанного приво­дятся фотоснимки местных намогильных плит 19 века: «помощника хазрата, сына Мухаммада Галиакбарова, муллы Шагиахмата, умерше­го в 19лет 10 мая 1830 года». По преданию он являлся учеником самого почитаемого в селе Алтата Асфандияр - хазрата. Их жизнь и деятель­ность является для учеников примером выполнения нравственного долга, самоотдачи во имя сохранения традиций, культуры и религии.

При каждой мечети имелись мектебы, находившиеся на полном содержании общины. Небольшая часть девочек махалли посещала занятия в доме муллы, проводимые его женой - абыстай. Учитель подводит учащихся к выводу о том, что среди татарского населения сел немало было грамотных людей, поскольку стремление к получе­нию знаний было обязанностью мусульман. В начале 20 века появи­лись новометодные школы, в которых преподавались и светские пред­меты, русский язык. И в их открытии заслуга выпускников религи­озных школ продолживших свое образование в Оренбургском мед­ресе «Хусаиния». Мугаллимы новометодных мектебов пользовались большим уважением среди односельчан. Способствуя сохранению религиозного мировоззрения, они культивировали идею значимос­ти научных знаний, одновременно формируя у татар чувство нацио­нального самосознания и патриотизма.

В 9,11 классах в ходе изучения социально- экономического разви­тия России в конце 19 - начале 20 века, учитель акцентирует внимание учеников на хозяйственной деятельности татар. Он говорит о раннем

развитии в Заволжье капиталистических отношений. А причиной это­му - отсутствие крепостнических пережитков и наличия свободных земель. Краеведческий материал приводится и для подтверждения успешности развития в татарских селах столыпинской аграрной ре­формы. Например: образование хуторских хозяйств крестьян Абай-дуллина, Хесеинова и других. С другой стороны разрушение общины привело к обеднению части крестьян. На уроке, рассказывая о граж­данской войне, учитель обращает внимание ребят на то, что часть сел заняла сторону «белых», а часть «красных». Это зависело от социаль­ной благополучности населения. Особое место в изучении тревож­ных послереволюционных лет отводится истории «мусульманского полка», сформированного из добровольцев трех сел: Алтаты, Верха-зовки и Осинова Гая и воевавшего в составе чапаевской дивизии. При этом большое значение имеет разъяснение учащимся привлекатель­ности программ большевиков, обещавших реализовать право наций на самоопределение, на свободу вероисповедания и. т. д.

Изучая период НЭПа, мы обращаемся к истории создания пер­вых мелких коллективных хозяйств-артелей «Кызыл тан» (Рассвет), «Урнак» (Пример) и др., созданных на добровольных началах. Их успешная деятельность свидетельствует о хозяйственной активнос­ти татарского населения, об укреплении чувства хозяина, любви к труду, основанной на личной заинтересованности в его результатах.

Но сплошная принудительная коллективизация свела на нет ро­стки экономической самостоятельности. Она изменила не только экономику, но и менталитет татар, внеся в него черты уравнитель­ной психологии, культа бесплатного труда, но и способствовала со­хранению таких мусульманских традиций как взаимопомощь, взаи­мовыручка, забота о немощных и сиротах.

Рассказывая о духовной жизни страны в 30-х годах 20 века, при­водим факты, свидетельствующие о гонениях на религию: разруше­ние всех мечетей, репрессии священнослужителей, атеистическая пропаганда и насильное навязывание безбожия. Здесь важно разъяс­нение учащимся факта нарушения гражданских прав личности с це­лью создания однородного, одинаково мыслящего общества, лишен­ного национальной и религиозной принадлежности.

Вместе с тем необходимо отметить роль татарского народа в противостоянии этой тенденции. Об этом свидетельствует традиционная забота татар о развитии национального образования, выразив­шаяся в строительстве и открытии общими усилиями жителей та­тарских сел национальной школы в селе Алтата.

Так же на уроках истории учащимся прививается идея единства татарского народа, его языка и культуры вне зависимости от места жительства. Примером тому является то, что в Алтатинскую сред­нюю школу вплоть до 70-х годов 20 века приезжали за получением образования ученики из всех татарских сел левобережья Саратовс­кой области. В этой школе преподавали учителя, окончившие Сара­товский и Астраханские татарские педагогические техникумы, а позже и выпускники Казанского и Елабужского педагогических ин­ститутов. В татарских школах области обучение учеников по всем дисциплинам, кроме русского языка вплоть до 70-х годов велось на родном языке по учебникам казанского издательства.

Примечательным фактом в истории культуры наших сел является журналистская и просветительская деятельность татарского поэта Мусы Джалиля, командированного редакцией газеты «Коммунист» в Дерга-чевский район для освещения процесса коллективизации.

Таким образом, использование национально-регионального компо­нента в историческом образовании дает много положительных резуль­татов. Ведь любовь к Родине, патриотизм формируется именно на базе любви и интереса к истории своей нации, своей малой родины. Только человек, обладающий чувством национального самосознания, спосо­бен уважать и ценить историю и культуру других народов. Интегриро­ванное использование краеведческого материала на занятиях приводит к осознанию учащимися неразрывности судеб народов России.

Вместе с тем, существуют еще проблемы в вопросах включения местного материала в процесс исторического образования. Одна из них связана с недостаточной изученностью истории всех татарских сел об­ласти. Открытое недавно в городе Саратове отделение Института исто­рии им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан включает в свой план решение данного и ряда других вопросов.

 

 

Категория: ИСТОРИЯ СЕЛА АЛТАТА | Добавил: altata (05.12.2007) | Автор: Рафаэль
Просмотров: 6805 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 4.6/10 |
Всего комментариев: 3
0
3 Kamil   [Материал]
Хуп, бик тә яхшы: "на уроках истории учащимся прививается идея единства татарского народа, его языка и культуры вне зависимости от места жительства" - тик менә "рәсми тарих" ул нәрсәне бик яратып бармый шул, минемчә. Гомумән, татарны да күрәлмәгән кебек...

Менә шушында бер бик яхшы макәлә бар, "Триединое наследие наших Предков" диеп атала: http://tartareurasia.ucoz.com/publ/starye_stati_gali_enikeeva/starye_stati_gali_enikeeva/3

мөгәллимнәр, игътибар итегез шуңа, Сезнең Изге эшегездә ярдәм булсын
!!!


0
2 Vikusik1705   [Материал]
спасибо! через поиск в Яндексе нашла ваш сайт! первый директор средней школы Канеев Ахать Исмаилович - мой дед. Спасибо, что помните историю и передаете наследие потомкам!

0
1 рамиль   [Материал]
как найти школу села верхазовка??????

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0