Хабибуллин Артур Ахатович - соискатель Саратовского отделения научного совета по проблемам татароведения Института истории АН РТ (Саратов)
ХабибуллинА.А.
Опыт изучения истории татарских сел в средней школе
В нынешнее время в России происходит стремительное снижение уровня нравственного сознания молодого поколения. Приоритет насилия и невежества у подростков побуждает и ученых, и педагогов задуматься об интеграции национальной культуры в учебно-воспитательный процесс. Ведь воспитание национального самосознания у новых поколений будет способствовать формированию таких качеств человека, как патриотизм, гражданственность, ответственность. Именно поэтому обеспечение и гармонизация национальных и этнокультурных отношений, сохранение и поддержка системы образования народов России с учетом их этнической самобытности, является одной из важнейших задач государственной образовательной политики России.
Главное для национального образования - приобщить учащихся нравственно-этическому потенциалу народа, родной культуры, передать молодежи этнокультурные ценности и традиции, создать возможность для знакомства с историей своего народа. Особенно эта проблема является актуальной для той части татарского этноса, которая географически отдалена от своей исторической Родины -Татарстана, в том числе и проживающей в Саратовском Заволжье.
В левобережной части Саратовской области рассоложены пять татарских сел. Три из них - Алтата, Верхазовка, Сафаровка - относятся к Дергачевскому району, одно - Осинов Гай - к Ершовскому, еще одно - Новая Елюзань - к Балаковскому району.
Старейшим из них является село Алтата, образованное в 20-х годах 18 века переселенцами из татарских сел Пензенской области. Первыми жителями села были шесть отцов- глав семей: Алтынбай, Сайд, Сафар, Хобби, Башай, Арыслан. Отсюда и название села -Алтата («алты ата» - шесть отцов).
Татарские крестьяне пришли в заволжские степи в качестве беглых тягловых людей, спасаясь от невыносимого экономического и духовного гнета.
В 30-40-е годы 19 века вблизи Алтаты крестьянами- переселенцами из северных уездов губернии - Кузнецкого и Хвалынского -были основаны еще три татарских села: Верхазовка, Сафаровка, Осинов Гай. В данном случае причиной переселения явилось крестьянское малоземелье и безземелье в густо заселенных уездах.
Основными видами хозяйственной деятельности крестьян были и остаются скотоводство и земледелие. Занятие последним является здесь очень рискованным и затрудненным из-за неблагоприятности степного, засушливого климата. Наличие значительных массивов свободных земель способствовало развитию в Заволжье хлебопашества. Татары еще с 19 века были щедро наделены землей. На душу в среднем приходилось 30- 40 десятин земли. Сеяли главным образом пшеницу, рожь, ячмень. О благополучном развитии крестьянских хозяйств свидетельствуют данные о естественном приросте населения. Так к 1897 году численность татар Новоузенского уезда составляло 7531 душ, а в 1908 году 13 711 душ.
В настоящее время численность населения каждого из сел составляет в среднем около 1 тысячи человек. Несмотря на влияние современности, татары в целом сохранили этническую чистоту своих сел. Очень существенную цементирующую роль в этом сыграла религия. Ведь социально- экономическая и культурная жизнь жителей татарских сел неразрывно связана с исламом. Хотя его позиции были изрядно расшатаны в ходе атеистической политики советского государства.
Но забота о сохранении языка, обучения на родном языке и по сей день остается на повестке дня. В 1929 году в селе Алтата Дергачевского района начала функционировать первая в Саратовской области татарская национальная школа, которая с 1937 года стала средней. За 65 летний период работы она дала базовые знания более чем тысячи национальным кадрам.
Татары Саратовской области очень трепетно относимся к изучению и сохранению своей истории. На протяжении ряда лет в татарских школах ведется работа по сбору краеведческого материала. Особенно большое внимание уделяется этому делу в Алтатинской школе.
В 60-70е годы учитель географии этой школы систематизировал материал по истории села Алтата, собранный им совместно с учащимися и учителями. Его работа под названием «История села Алтата», написанная на татарском языке является хорошим подспорьем в нашей нынешней краеведческой исследовательской работе, с учениками, занятыми в кружке «Музейное дело». Фонд музея постоянно пополняется новыми материалами в результате встреч с ветеранами, старожилами села; экскурсий на место первых поселений татар и. т. д. Собранный материал обрабатывается и оформляется в отдельные стенды, папки. Старшеклассники ежегодно пишут исследовательские работы на различные темы по истории татар. Для нас стало традиционным участие в районных и областных конференциях по истории, на которых учащиеся школы занимают призовые места. На ежегодно проводимой в национальной татарской гимназии конференции «Народы Поволжья: История, образование, культура» ученики алтатинской школы представляли свои работы на такие темы как: «История села Алтата», «Образование татар, проживающих на территории Дер-гачевског района Саратовской области», «Развитие сельского хозяйства в татарских селах Заволжья на рубеже 19-20 веков».
Весь накопленный в процессе поисковой и исследовательской работы краеведческий материал активно используется на уроках истории.
В 7,10 классах проходя тему «Внутреннее развитие России в 18 веке. Другие народы России» учащиеся узнают о том, что татары вместе с русскими участвовали в освоении заволжских степей. Наряду с экономическими причинами, вынудившими их переселиться, называется и духовная. Ведь в период царствования Петра I и его преемников резко усилились гонения на иноверцев, в особенности на мусульман, небывалых масштабов достигла миссионерская деятельность русской православной церкви в Поволжье и на Урале. Многие, спасаясь от миссионеров, бежали из обжитых мест, основывали новые поселения. Именно тогда и было основано село Алтата, а затем и другие татарские села Саратовской области.
Мы переживаем ренессанс религиозного самосознания и не можем с этим не считаться. Поэтому необходимо изучение и признание культурно- нравственных ценностей конфессии, не противоречащих общепринятым моральным нормам.
В рамках изучения развития культуры и религии России в 18-19 веках обращаем внимание учащихся на то, что татары трепетно относились к сохранению преемственности своей самобытной культуры, неразрывно связанной с исламом. Доказательством этому служит предание, донесшее до нас такой факт: после основания Алтаты по соседству поселилась группа православных казаков. Однако коренные алтатинцы, опасаясь того, что новые поселенцы построят здесь храм, вынудили их оставить место заселения.
Ученики на уроке узнают, что по мусульманскому обычаю села делились на махалли (приходы). Во всех татарских селах действовало по 5 мечетей, каждая из которых вмещала в среднем по 300-400 человек Храмы были сооружены из дерева, а минареты из красного кирпича.
В качестве вещественного подтверждения всего сказанного приводятся фотоснимки местных намогильных плит 19 века: «помощника хазрата, сына Мухаммада Галиакбарова, муллы Шагиахмата, умершего в 19лет 10 мая 1830 года». По преданию он являлся учеником самого почитаемого в селе Алтата Асфандияр - хазрата. Их жизнь и деятельность является для учеников примером выполнения нравственного долга, самоотдачи во имя сохранения традиций, культуры и религии.
При каждой мечети имелись мектебы, находившиеся на полном содержании общины. Небольшая часть девочек махалли посещала занятия в доме муллы, проводимые его женой - абыстай. Учитель подводит учащихся к выводу о том, что среди татарского населения сел немало было грамотных людей, поскольку стремление к получению знаний было обязанностью мусульман. В начале 20 века появились новометодные школы, в которых преподавались и светские предметы, русский язык. И в их открытии заслуга выпускников религиозных школ продолживших свое образование в Оренбургском медресе «Хусаиния». Мугаллимы новометодных мектебов пользовались большим уважением среди односельчан. Способствуя сохранению религиозного мировоззрения, они культивировали идею значимости научных знаний, одновременно формируя у татар чувство национального самосознания и патриотизма.
В 9,11 классах в ходе изучения социально- экономического развития России в конце 19 - начале 20 века, учитель акцентирует внимание учеников на хозяйственной деятельности татар. Он говорит о раннем
развитии в Заволжье капиталистических отношений. А причиной этому - отсутствие крепостнических пережитков и наличия свободных земель. Краеведческий материал приводится и для подтверждения успешности развития в татарских селах столыпинской аграрной реформы. Например: образование хуторских хозяйств крестьян Абай-дуллина, Хесеинова и других. С другой стороны разрушение общины привело к обеднению части крестьян. На уроке, рассказывая о гражданской войне, учитель обращает внимание ребят на то, что часть сел заняла сторону «белых», а часть «красных». Это зависело от социальной благополучности населения. Особое место в изучении тревожных послереволюционных лет отводится истории «мусульманского полка», сформированного из добровольцев трех сел: Алтаты, Верха-зовки и Осинова Гая и воевавшего в составе чапаевской дивизии. При этом большое значение имеет разъяснение учащимся привлекательности программ большевиков, обещавших реализовать право наций на самоопределение, на свободу вероисповедания и. т. д.
Изучая период НЭПа, мы обращаемся к истории создания первых мелких коллективных хозяйств-артелей «Кызыл тан» (Рассвет), «Урнак» (Пример) и др., созданных на добровольных началах. Их успешная деятельность свидетельствует о хозяйственной активности татарского населения, об укреплении чувства хозяина, любви к труду, основанной на личной заинтересованности в его результатах.
Но сплошная принудительная коллективизация свела на нет ростки экономической самостоятельности. Она изменила не только экономику, но и менталитет татар, внеся в него черты уравнительной психологии, культа бесплатного труда, но и способствовала сохранению таких мусульманских традиций как взаимопомощь, взаимовыручка, забота о немощных и сиротах.
Рассказывая о духовной жизни страны в 30-х годах 20 века, приводим факты, свидетельствующие о гонениях на религию: разрушение всех мечетей, репрессии священнослужителей, атеистическая пропаганда и насильное навязывание безбожия. Здесь важно разъяснение учащимся факта нарушения гражданских прав личности с целью создания однородного, одинаково мыслящего общества, лишенного национальной и религиозной принадлежности.
Вместе с тем необходимо отметить роль татарского народа в противостоянии этой тенденции. Об этом свидетельствует традиционная забота татар о развитии национального образования, выразившаяся в строительстве и открытии общими усилиями жителей татарских сел национальной школы в селе Алтата.
Так же на уроках истории учащимся прививается идея единства татарского народа, его языка и культуры вне зависимости от места жительства. Примером тому является то, что в Алтатинскую среднюю школу вплоть до 70-х годов 20 века приезжали за получением образования ученики из всех татарских сел левобережья Саратовской области. В этой школе преподавали учителя, окончившие Саратовский и Астраханские татарские педагогические техникумы, а позже и выпускники Казанского и Елабужского педагогических институтов. В татарских школах области обучение учеников по всем дисциплинам, кроме русского языка вплоть до 70-х годов велось на родном языке по учебникам казанского издательства.
Примечательным фактом в истории культуры наших сел является журналистская и просветительская деятельность татарского поэта Мусы Джалиля, командированного редакцией газеты «Коммунист» в Дерга-чевский район для освещения процесса коллективизации.
Таким образом, использование национально-регионального компонента в историческом образовании дает много положительных результатов. Ведь любовь к Родине, патриотизм формируется именно на базе любви и интереса к истории своей нации, своей малой родины. Только человек, обладающий чувством национального самосознания, способен уважать и ценить историю и культуру других народов. Интегрированное использование краеведческого материала на занятиях приводит к осознанию учащимися неразрывности судеб народов России.
Вместе с тем, существуют еще проблемы в вопросах включения местного материала в процесс исторического образования. Одна из них связана с недостаточной изученностью истории всех татарских сел области. Открытое недавно в городе Саратове отделение Института истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан включает в свой план решение данного и ряда других вопросов.
|